«Утверждаю»

Директор школы-лицея № 35

Черыкаев Л.Г._____________

Правила пользования библиотекой.

1. Общие положения

1.1 Правила пользования библиотекой - документ, фиксирующий взаимоотношения читателя с библиотекой и определяющий общий порядок организации обслуживания читателей, порядок доступа к фондам библиотеки, права и обязанности читателей и библиотеки.

1.2 Право свободного и бесплатного пользования библиотекой имеют учащиеся и сотрудники школы. С учетом возможностей библиотека может обслуживать также родителей учащихся и другие категории пользователей; возможности и условия обслуживания определяет библиотека.

1.3 К услугам читателей предоставляются:

фонд учебной, художественной, справочной, научно – популярной литературы на печатных и электронных носителях для учащихся;

фонд учебной, методической, научно – педагогической, справочной, художественной литературы на печатных и электронных носителях для преподавателей;

фонд периодических изданий;

компьютер с выходом в Интернет.

Читатели могут пользоваться:

- книгами, периодическими изданиями, аудиовизуальными документами, компьютерными программами, компакт-дисками (CD), электронными базами данных, сетевыми электронными изданиями;

- справочно-библиографическим аппаратом в печатном и электронном виде: каталогами, картотеками, справочно-библиографическим фондом, рекомендательными списками литературы, электронными банками данных;

- индивидуальными, групповыми и массовыми формами работы с читателями.

1.4 Библиотека обслуживает читателей:

- на абонементе (выдача произведений печати и электронных документов отдельным читателям на дом);

- в читальном зале (подразделение библиотеки с особым помещением, где читатели работают, прежде всего, с изданиями, предназначенными для использования в читальном зале, которые на дом не выдаются);

- в компьютерной зоне (специально оборудованное место, где пользователи могут самостоятельно получать информацию, используя фонд учебных и компьютерных программ, возможности Интернет).

2. Права, обязанности и ответственность читателей

2.1 Читатель имеет право:

2.1.1 Пользоваться следующими бесплатными библиотечно- информационными услугами:

• иметь свободный доступ к библиотечным фондам и информации;

• получать во временное пользование из фонда библиотеки печатные издания и документы на электронных носителях;

• получать консультационную и практическую помощь в поиске и выборе произведений печати и других источников информации;

• продлевать срок пользования литературой в установленном порядке;

• использовать справочно-библиографический аппарат в печатном и электронном виде: каталоги, картотеки, энциклопедии, словари, справочники, библиографические указатели;

• пользоваться справочно-библиографическим и информационно – библиографическим обслуживанием;

• получать библиотечно-библиографические информационные знания, навыки и умения самостоятельного пользования библиотекой, книгой, информацией на традиционных и электронных носителях

2.1.2 Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой.

2.1.3 Оказывать практическую помощь библиотеке.

2.1.5 Обжаловать действия библиотечных работников, ущемляющих его права, у директора школы или в городском отделе образования

2.2 Читатели обязаны:

2.2.1 Соблюдать правила пользования библиотекой.

2.2.2 Бережно относиться к произведениям печати и другим носителям информации, полученным из фонда библиотеки (не делать в них пометок, подчеркиваний, не вырывать, не загибать страниц и т.д.).

2.2.3 Возвращать в библиотеку книги и другие документы в строго установленные сроки.

2.2.4 Не выносить книги и другие документы из помещения библиотеки, если они не записаны в читательском формуляре.

2.2.6 При получении печатных изданий и других документов из библиотечного фонда читатель должен просмотреть их в библиотеке и в случае обнаружения дефектов сообщить об этом библиотечному работнику, в противном случае ответственность за порчу издания несет читатель, который брал его последним.

2.2.7 Расписываться в читательском формуляре за каждое полученное в библиотеке издание.

2.2.8 При утрате и неумышленной порче изданий и других документов заменить их такими же либо копиями или изданиями, признанными библиотекой равноценными. При невозможности замены возместить реальную рыночную стоимость изданий. Стоимость утраченных, испорченных произведений печати и других документов определяется библиотечным работником по ценам, указанным в учетных документах библиотеки с применением коэффициентов, но не ниже рыночной стоимости.

2.2.9 Не нарушать порядок расстановки литературы в фонде открытого доступа.

2.2.11 Ежегодно в начале учебного года проходить перерегистрацию.

2.2.12 При выбытии из школы вернуть в библиотеку числящиеся за ними издания и другие документы.

2.2.13 Соблюдать в библиотеке тишину и порядок. Не вносить в читальный зал портфели и сумки.

2.2.15 Не входить без разрешения в служебные помещения и книгохранилище.

2.2.16 Не входить в библиотеку в верхней одежде.

2.3 При нарушении сроков пользования книгами и другими документами без уважительных причин к читателям, в установленном порядке, могут быть применены административные санкции (временное лишение права пользования библиотекой).

2.4 Выбывающие учащиеся и сотрудники школы отмечают в библиотеке свой обходной лист.

2.5 Умышленная порча и хищение книг из библиотеки предусматривает уголовную ответственность либо компенсацию ущерба в денежном выражении или равноценную замену произведениями печати и другими документами.

2.6 За утрату несовершеннолетними читателями произведений печати из библиотечных фондов или причинением невосполнимого вреда ответственность несут родители или поручители.

3. Обязанности библиотеки

3.1 Библиотека обязана:

• обеспечить бесплатный и свободный доступ читателей к библиотечным фондам и бесплатную выдачу во временное пользование печатной продукции;

• обеспечить оперативное и качественное обслуживание читателей с учетом их запросов и потребностей;

• своевременно информировать читателей обо всех видах предоставляемых услуг;

• предоставлять в пользование каталоги и картотеки в электронном виде, осуществлять другие формы библиотечного информирования;

• изучать потребности читателей в образовательной информации;

• вести консультационную работу, оказывать помощь в поиске и выборе необходимых изданий;

• проводить занятия по основам библиотечно-библиографических и информационных знаний;

• вести устную и наглядную массово – информационную работу: организовывать выставки литературы, библиографические обзоры, литературные вечера, игры, праздники и другие мероприятия;

• совершенствовать работу с читателями путем внедрения передовых технологий;

• систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных произведений печати;

• обеспечить читателей необходимой литературой в каникулярное время;

• проводить в начале учебного года ежегодную перерегистрацию читателей;

• обеспечить сохранность и рациональное использование библиотечных фондов, создать необходимые условия для хранения документов;

• проводить мелкий ремонт книг, привлекая к этой работе учащихся;

• способствовать формированию библиотеки как центра работы с книгой и информацией;

• создавать и поддерживать комфортные условия для работы читателей;

• обеспечить режим работы в соответствии с потребностями учебного заведения.

4. Порядок пользования библиотекой

4.1 Запись читателей проводится на абонементе. Учащиеся записываются в библиотеку по списку класса в индивидуальном порядке, учителя, сотрудники школы и иные категории граждан – по паспорту.

4.2 На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца как документ, дающий право пользоваться библиотекой.

4.3 При записи читатели должны ознакомиться с правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью на читательском формуляре

4.4 Читательский формуляр является документом, удостоверяющим факт и дату выдачи читателю печатных и других источников информации и их возвращения в библиотеку.

4.5 Обмен произведений печати производится по графику работы, установленному библиотекой

5. Порядок пользования абонементом

5.1 Срок пользования литературой, выданной на дом, и количество выдаваемых на абонементе изданий ограничены и определяются дифференцированно:

• учебная – выдается на учебный год

• методическая – на срок изучения соответствующего предмета;

• программная – выдается на срок в соответствии с программой изучения;

• для внеклассного чтения –14 дней;

• периодические издания – на 1-2 дня в количестве 2 наименований. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать 5-8 экземпляров.

Все издания обязательно возвращаются к концу учебного года.

5.2 Срок пользования может быть продлен, если на издание нет спроса со стороны других читателей, или сокращен, если издание пользуется повышенным спросом или имеется в единственном экземпляре. Не подлежат выдаче на дом редкие, ценные и справочные издания, литература, полученная по межбиблиотечному абонементу (МБА).

5.3 Читатели расписываются в читательском формуляре за каждый экземпляр изданий; возвращение издания погашается подписью библиотекаря.

6. Порядок пользования читальным залом

6.1 Литература, предназначенная для использования в читальном зале, на дом не выдается.

6.2 Энциклопедии, справочные издания, редкие и ценные книги, издания, полученные по межбиблиотечному абонементу, выдаются только в читальном зале.

6.3 Число произведений печати и других документов, выдаваемых в читальном зале, не ограничивается.

6.4 Не разрешается входить в читальный зал с сумками, книгами, вырезками из печатных изданий.