Школа до лицея

Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что, если останется жить ЗЕМЛЯ-

Высшим достоинством человечества

Станут когда-нибудь УЧИТЕЛЯ!

Бережно хранит страницы своей истории Школа-Лицей № 35.

Материал о её жизни мы по крупицам выбирали из воспоминаний ветеранов и бывших учеников.

1955 год

На привокзальной площади на бывшем пустыре 1 сентября распахнула свои двери перед первыми воспитанниками средняя школа № 22 ст. Уральск Оренбургской железной дороги. (Приказ № 725 от 24. 08. 55). Школа была рассчитана на 420 мест.

Первым директором стал Сидоров Г. М., учитель географии, участник Великой Отечественной Войны. Сидоров Г.М имеет награды : значок “ Ударник Сталинского призыва ”, медали “ За оборону Москвы ” , “ За победу над Германией в Великой Отечественной войне ” , “ За боевые заслуги ” . Много сил вкладывает Георгий Михайлович в формирование кадрового потенциала, создание благоприятного климата в новом коллективе, повышение качества подготовки учеников и укрепление материально-технической базы школы. Благодаря его таланту руководителя, огромной работоспособности, умению видеть перспективу и понимать людей, в школе удалось сформировать здоровый, трудоспособный коллектив.

Его помощниками были Симакова Е.П. завуч по учебно-воспитательной работе, учитель математики. В годы Великой Отечественной войны работала в СШ № 533 старшей пионервожатой, а в послевоенные годы Екатерина Петровна умело обеспечивала качественное выполнение требований учебных программ. Совершенствование преподавания всех предметных наук, рост учительского мастерства - это основное направление в ее работе.

Еремина М.М. прошла свой трудовой путь от комсомольского вожака до секретаря партийной организации школы № 22. Работая библиотекарем, учителем начальных классов, она заочно училась в Уральском Педагогическом институте им. А.С.Пушкина. Закончив его, возглавила профсоюзную организацию школы и была вторым завучем по учебно-воспитательной работе. Обладала неиссякаемыми организаторскими способностями.

25 лет проработала секретарем делопроизводства Афанасьева Р.М. “Ученый” секретарь, как уважительно называли ее работники Гороно, всегда содержала в полном порядке документацию школы. Она знала всех учеников по именам, переживала за них, была наставником, к ней часто шли за советом учителя и ученики.

Сидоров Георгий Михайлович 

Симакова Екатерина Петровна 

Еремина Мария Марковна 

Афанасьева Раиса Михайловна

Первоначальный коллектив составляли опытные учителя, которые всю свою трудовую деятельность посвятили делу воспитания и обучения подрастающего поколения.

Основной фундамент знаний закладывают учителя начальных классов: Резанов К.М., Хохлачева Н.Д., Зайкина Е.Л., Баклан А.Н., Ермолаева Р.М., Соловьева В.З., Непомнящих М.А., Большакова А.П., Отливная Н.И., Коршунова Т.П., Букова Л.М., Потанина М.В.. Их трепетное, бережное отношение к детям, глубокие знания психологии и педагогики, творческий подход к работе позволили им успешно обучать и воспитывать младших школьников.

Педколлектив средней школы №22 

Продолжили работу по обучению и воспитанию ребят учителя старших классов.

Кубланов Л.А., участник Великой Отечественной войны, парторг школы, учитель физкультуры. Раннее работавший в средней школе №532. Бескомпромиссный учитель, он вел большую спортивно-массовую работу, подготовив ряд спортсменов-разрядников, значкистов. А самоотдача, энтузиазм учителей физкультуры Трифоновой А.А., Пашкина В.В, позволили школе занимать призовые места в спортивных соревнованиях учащихся школ города.

Победа за нами

Родин П.Р., участник Великой Отечественной войны, учитель математики. Незаурядная личность, высококлассный специалист, добивался добротных знаний от учеников, снискав их уважение.

 

Новикова Л.С. Власова Н.М., Ефремова Н.Г., Джулдугулова А.У., Устюгова Н.Б., Санталина Н.Е., Кузнецова Н. - теоретически и методически подготовленные учителя математики. Это их ученики участвовали в математических олимпиадах и занимали призовые места.

Учителя биологии, географии Кольченко А.Н., Ларионова М.И., Бердышева Г.К. Еремина М.М. Горбачева А.В. считали, что знания, полученные детьми на уроках, необходимо закреплять на практике. Для этого и был разбит на прилегающей к школе территории опытный участок, который осенью вскопали, распланировали, а весной силами учащихся и учителей производилась посадка плодовых деревьев, ягодных кустарников, зерновых культур, цветников. В период летних каникул ребята с большой любовью выхаживали свой школьный сад, проводили опыты, исследования. Ежегодно в августе-сентябре месяце принимали участие в выставках урожая на сельхозопытной станций, где всегда за свой труд получали грамоты, призы. Урожай, собранный учениками, поступал в столовую вагонного депо (шефы), где питались ученики групп продленного дня. 

Работа на пришкольном участке

Цветники гордость нашей школы

Бурмистрова А.С., Логинова В.С., Фадина В.А., Тигранян Т.М., Анциферова А., Муромцева Е.Г., Андреева Т. - увлеченные учителя – филологи, постоянно находящиеся в творческом поиске. Их отличало глубокое знание теории и практики своего предмета, умение осуществлять системный подход в обучении. Коллег и детей привлекала их пунктуальность, “академичность” в изложении материала.

Свою долю в гуманитарное образование внесли учителя истории: Сармина Н.Ф., Горшенина Р.Л., Дрянцева Л.Е., Шербакова М.А. Они помогали формированию мировоззрения учащихся, знакомили с историей своего края и государства.

По проекту школы не предусматривались слесарные и столярные мастерские, но учителя трудового обучения Жилин К.Ф., Соловьев Г. приспособили подвал школы под мастерскую, где были установлены верстаки и другой необходимый инвентарь для проведения уроков труда. Будущих молодых хозяек учила кройке и шитью, тайнам кулинарии учитель Венедиктова Л.Н. С большой ответственностью они формировали у детей трудовые умения и навыки. Проводились выставки лучших поделок, многие из которых были отмечены призами.

Если у ребят возникала проблема с поиском интересного материала при подготовке диспута, вечера, при написании сочинений, то, зная широкий кругозор, эрудицию библиотекаря школы Усковой Т.Е., они шли за помощью, советом только к ней. В этом школьном книжном царстве они находили ответы на все интересующие их вопросы.

В 50-60ые годы школьники особо были увлечены кружковой работой. Каждый ребенок выбирал кружок по интересам. Выбор был большой: авиамодельный, краеведческий, музыкальный (хоровой, танцевальный), кружок интернациональной дружбы. Работало множество спортивных секций, которыми руководили увлеченные этим делом учителя.

Учитель физической культуры Пашкин В.В. знакомит с правилами игры

Школьники принимали активное участие в субботниках по благоустройству города (убирали мусор, озеленяли привокзальную площадь), собирали макулатуру, металлолом, внося свой вклад в создание памятника герою гражданской войны Мише Гаврилову. Хорошо была налажена и тимуровская работа (помощь младшим и ветеранам).

За успехи, достигнутые в деле воспитания и обучения подрастающего поколения, все работающие учителя получили благодарности и почетные грамоты от отдела народного образования и обкома профсоюза работников просвещения.

 

История продолжается…

1959 год

Школа № 22 приказом МПС № 42 от 14. 07. 59 г. передана в ведение Казахской железной дороги и с 1. 09. 59 г. приказом №87 переименована в среднюю школу №533.

Жизнь идет своим чередом: уроки, перемены, педсоветы, праздники, трудовые десанты, каникулы, выпускные вечера…

1961 год

СШ. №533 приказом Гороно №4 от 18. 01. 61 г. переименована в Среднюю Школу №35.

Произведено 8 выпусков. Вручены аттестаты зрелости и получены золотые и серебряные медали.

Золотые медали Серебряные медали

1955-56уч. г. |26 уч-ся| Мазаев Юрий Вдовина Малианна

1956-57уч. г. |29 уч-ся| --- Грачиков Георгий

1957-58уч. г. |25 уч-ся| --- Дементьева Татьяна

1958-59уч. г. |30 уч-ся| --- ---

1959-60уч. г. |19 уч-ся | --- ---

1960-61уч. г. |20 уч-ся| --- Сергеева Лидия

Ладыгина Валентина

1961-62уч. г. |22 уч-ся| Каменев Владимир Веселовекая Наталья

Новикова Татьяна Егорова Галина

Широких Евгения

1962-63уч. г.|31уч-ся| Якименко Галина Соколинская Алевтина

Грядет переход всех школ города на кабинетную систему. Школе не хватает классных комнат. Мастерские по трудовому обучению не отвечают современным требованиям, и в 1964 г. сш. №35 переименована в ВЛШ №35

1972 год

Директор ВЛШ № 35 Сидоров Г.М. и завучи уходят на заслуженный отдых.

Назначается директором школы Имангалиева С.Ш. (раннее работала завучем по воспитательной работе в СШ №40), а завучем по УВР становится Белая М.А. Время трудное, задачи сложные.

Имангалиева

Софья Шаймардановна

Белая

Маргарита Александровна

В ближайшем к школе районе началось строительство завода “Омега” и многоквартирных жилых домов. Поток детей в школу увеличивается. Занятия проводятся в две смены, а затем и в три. Количество детей- 1500 человек.

Появляется новое направление - обучение в школах шестилеток, а классных комнат- 10. Шефы завода “Омега” (директор Мулдашев Б.Г.) предоставили в подшефном детском саду “Дельфин” комнаты для занятии с шестилетками, которых обучали учителя начальных классов Пономарева Ф.А. и Коршунова Т.П.- отличники просвещения КазССР. Они жили жизнью школы, любили детей, радовались их успехам. Они считали, что учитель должен быть духовно богатым человеком, всегда стремились углубить и расширить знания своих юных питомцев о Родине, о красоте окружающей природы, пробудить любовь к ней.

Энергия, деловые качества Пономаревой Ф.А. и Коршуновой Т.П. сочетались с чуткостью и добротой. Бывшие ученики, теперь взрослые люди, с благодарностью вспоминают уроки своих первых учителей, увлекательные экскурсии, походы.

Остро стоит вопрос о пристрое к школе. При активном участии секретаря Горкома Дергунова, директора завода “Омега” Мулдашева Б.Г., начальника вагонного депо Осипова И.У., начальника НОДа Сахтанова О.К. вопрос о пристрое был рассмотрен вышестоящими инстанциями и решен.

Этот период был очень трудным, так как стройка приостанавливалась много раз по разным причинам, но коллектив жил, работал с верой и надеждой.

Заложен фундамент пристроя

Строительство продолжается

1988 год

Пристрой завершен, сдан в эксплуатацию.

Словами невозможно передать радость учителей и учащихся - ведь школа имеет свои современные мастерские, спортзал, библиотеку и дополнительные классные комнаты. Ученики получили возможность заниматься в две смены. А чистоту и уют, так не обходимы детям, создавали технические работники (Сабирова Р.В., Кругляк З.С., Григоревская А.) под руководством заведующих по хозяйственной части Шаркевич П.В., и Кругляк Л.И.

Благодаря упорству, настойчивости и организаторским способностям директора школы Имангалиевой С.Ш. и шефской помощи был произведен капитальный ремонт старого школьного корпуса. Приобреталась мебель для кабинетов, спортинвентарь, музыкальная аппаратура для проведения праздничных вечеров, пополнялась учебно-методическая база.

В то время, когда Софья Шаймардановна решала все сложные задачи по обустройству школы, Белая М.А. успешно осуществляла руководство учебным процессом школы, оказывала квалифицированную помощь учителям, помогая им в овладении новыми методами, формами работы с учащимися, тактично указывала на недочеты и возможные пути их устранения.

Под руководством Белой М.А. в школе проводятся совещания, семинары городского масштаба по обмену опытом с посещением открытых уроков учителей – предметников.

Очень интересно проходили педсоветы. Маргарита Александровна продумывала и выносила на обсуждение такие вопросы, которые не оставляли равнодушными никого из присутствующих (“НОТ учителя”, “Оптимизация учебно – воспитательного процесса”. Бабанский и т.д.). Все принимали активное участие, каждый хотел высказать свою точку зрения по тому или иному вопросу.

Как учитель русского языка и литературы Белая М.А. известна в городе всем. Ее уроки посещали и молодые начинающие учителя, и опытные методисты.

Белая М.А. – наставник молодых

В институте усовершенствования учителей ни один курс повышения квалификации районных словесников не проходили без посещения уроков М.А. Белой. Она уделяла серьезное внимание внеклассному чтению, считая, что, чем больше дети читают, тем грамотнее и культурнее становится их речь, дети глубже усваивают изучаемый в школе материал.

На литературных вечерах старшеклассников было видно серьезное увлечение поэзией, читали стихи любимых поэтов.

Маргарита Александровна ратовала за то, чтобы в сетку часов включили час стилистики, т.к. речевой практики недостаточно.

Белая М.А. – поэтическая натура. Все учителя города прошли методическую школу этого замечательного педагога и доброй души человека.

Ее награды: звания “Старший учитель”

“Учитель методист”

значок “Отличник просвещения Каз. ССр”.

Особо хочется выразить слова признания в адрес авторитетного учителя физики Николаевой Е.А. По природе своей она лидер. Ей присуща огромная ответственность в педагогической работе. Строгий, справедливый учитель и наставник молодежи, она подняла на новый уровень преподавание физики. Все годы уровень знании учащихся Николаевой Е.А. был высоким. Она воспитала плеяду призеров городских и областных олимпиад. Уважают, любят, помнят ее ученики и часто приходят в школу со словами благодарности за тот багаж знании, который вложила в них Елена Александровна.

Ее награды: благодарственные письма, почетные грамоты Облоно, горкома профсоюза, значок “Отличник просвещения Каз. ССР”.

Время идет. На смену выпускникам приходят новые ученики с разными характерами, интересами, а педагогический коллектив под руководством директора школы Имангалиевой С.Ш. продолжают открывать перед ребятами новое, неизведанные горизонты.

Встреча с новыми воспитанниками

Высшая оценка труда учителя – достижения его учеников.

Школа гордится многими своими выпускниками. Это…

Желтенкова Людмила Николаевна, выпуск 1956-57уч. г. Окончив Актюбинский медицинский институт, работала врачом в больнице, затем в диагностическом центре г. Уральска.

Жарый Юрий Иванович, выпуск 1957-58уч. г. Окончив Уральский педагогический институт им. А.С. Пушкина, работал учителем физкультуры в сш №532, затем был назначен директором сш №73 Казахской железной дороги.

Голдовская Юлия Евсеевна, Кунцман Олег Иосифович, Минаев Виктор Петрович, выпуск 1958-59уч. г. Окончив медицинские институты работали в больницах г. Уральска, Москве (врачи высокой квалификаций).

Куяров Вячеслав Васильевич, выпуск 1962-62уч. г. Окончив Актюбинский медицинский институт работал в Уральской областной больнице врачем – гинекологом, после окончания медицинской аспирантуры работал главврачом Нижневартовской больницы. В данное время в чине полковника работает при медицинском управлении внутренних дел на Севере.

Соболев Евгений Петрович, выпуск 1962-63 уч. г. Успешно закончив Казахстанский химико-технологический институт в 1968 г. по специальности инженер строитель промышленного и гражданского строительства. От простого инженера поднялся до главного конструктора в ТОО “Адая - Арка”. Объекты которые строил Евгений Петрович: Дом дружбы, мечеть, 16ти этажные жилые дома.

Бекмухамбетов Нурлан выпускник нашей школы. После музыкальной школы и музыкального училища в родном Уральске Нурлан поступает в Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова. В настоящее время солист Государственного Академического Большого театра и Норвежского оперного театра.

 

Прошедшие годы, как страницы книги жизни, до сих пор отражают добрые дела учителей на благо нашей детворы.

При встрече с ветеранами Софья Шаймардановна проронила слова: “Мне не стыдно за трудовые годы жизни, и этим я признательна нашим учителям. Низкий им поклон”.

За многолетний труд (55 лет трудового стажа) Имангалиева С.Ш. заслужила награды: грамоты Минпроса Каз. ССР, акима города Мукатаева В.К., медали: к 100летию со дня рождения В.И. Ленина, к 10летию Независимости РК, “Ветеран труда” значки: “Отличник просвещения СССР”, “Отличник просвещения Каз. ССР”.

Она и сейчас продолжает работать, возглавляя в городе учительскую организацию ветеранов, поддерживая связь с ветеранами своей школы.

В преддверии 50летия школы №35 мы и вспоминаем яркие, незабываемые события из жизни наших учителей и учеников.

1991 год

Школа приобретает новый статус. Теперь это школа – лицей №35. Перед лицеем стоят совершенно новые задачи, Школа должна отвечать новым требованиям жизни в независимой Республике Казахстан.