PISA и Школа-лицей №35

Ссылки

Общая информация о PISA

PISA – аббревиатура от Programme for International Student Assessment, что переводится как «Международная программа по оценке образовательных достижений учеников». Она представляет собой мероприятие, которое проводят для оценки уровня школьного образования и соответствия знаний современных детей.

Объектами анализа мероприятий в рамках PISA являются подростки пятнадцати лет, которые недавно получили среднее школьное образование – уже не дети, но еще не взрослые.

Оценивается грамотность учеников, которую анализируют в трех главных областях: математике, естественных науках и читательской.

Но это не главное: в первую очередь смотрят, как пятнадцатилетние школьники умеют применять свои школьные знания в повседневности для выполнения множества задач в разных областях жизни: в сфере финансов, степени интегрированности в социум и преодолении разного рода препятствий.

Программа PISA во многом отличается от других имеющихся систем оценки. В ней присутствует:

  1. Охватываемость. В тестировании участвует множество стран мира.
  2. Настрой на будущее. Подростки, участвовавшие в проверке, впоследствии представляются, сообщают о своей мотивации к продолжению учиться дальше после школы, о методиках получения дополнительных знаний и умений.
  3. Ориентация на политику что предполагает связь между результатами учебы с данными о происхождении учеников, их социальным статусом
  4. Систематичность и планомерность государства-участники имеют возможность следить за динамикой успешности достижений в сфере образования.

Организатором мероприятия является Организация экономического сотрудничества и развития (OECD)

 

Что оценивает международное исследование PISA

В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной детьми в школе, на практике по трем направлениям:

  1. Читательская грамотность– под ней подразумевается, насколько хорошо ученик может воспринимать и понимать информацию в тексте, размышлять о сведениях, которые получает, и помогает ли ему чтение в достижении своих целей. Также расценивается, насколько он эрудирован, может ли взаимодействовать с обществом других людей.
  2. Математическая грамотность– расценивается, способен ли учащийся мыслить математически, формулировать, интерпретировать и использовать математику для того, чтобы решать задачи не только в теории, но и в жизни. Это широкий показатель, охватывающий процедуры, факты и термины, понятия, инструменты для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Эта грамотность дает возможность понимать главную роль математики в жизни, принимать правильные решения, совершать логичные действия.
  3. Естественнонаучная грамотность– ее можно воспринимать как способность человека к активной гражданской позиции в естественных науках, увлечению идеями естественнонаучных областей. В наши дни важно, чтобы человек понимал и мог объяснить явления, интерпретировал доказательства и данные, мог планировать и оценивать исследования, принимал участие в обсуждении проблем, наиболее актуальных в мировом масштабе.

Помимо трех перечисленных присутствует четвертое направление – как правило, каждый год оно разное. К примеру, в 2012 году дополнительной темой изучения была финансовая грамотность, в 2015 рассматривалось решение проблем, а в 2018 – глобальные компетенции.

Дополнительной темой исследования Пиза-2022 же будет креативное мышление. Почему именно оно вошло в международное оценивание 2022 года? Очень просто: в современном мире ценится нестандартный творческий подход во всех областях деятельности.

 

Как подготовится к международному исследованию PISA

В исследованиях PISA «грамотность» подразумевает набор определенных компетентностей.

Компетентность понимается как способность применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях

Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях

Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практикоориентированных задач; проведение экспериментов и опытов. В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.

1.Обосновать важность овладения учащимися географическими знаниями и методами географического анализа для будущей профессиональной деятельности.

2.Дополнить и углубить знания о природных, социальных и экономических факторах, влияющих на пространственную организацию мирового хозяйства.

Помочь в подготовке к международному исследованию Вам могут примеры заданий, предложены на сайте, разбор заданий на укроках вместе с учителем и самостоятельная работа на платформе Bilim-center, где содержаться и обучающие видео и тренажеры по выполнению заданий.

 

Какие задания используются в исследованиях PISA?

Инструментарий PISA: не типичные учебные задачи по физике, химии или математике, характерные для российской школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знания основных учебных предметов, но и сформированности общеучебных и интеллектуальных умений

От учащихся требуется продемонстрировать компетенции в определенном контексте. Знания и отношение определяют результаты учащихся

 

Естественно-научная грамотность (примеры заданий)

Задание 1. Сердечно-сосудистые заболевания

У курильщиков после каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов, длящееся 30 минут. Поэтому у систематически курящего человека сосуды почти непрерывно находятся в суженном состоянии.

Теплофотография рук человека до курения (слева) и после курения (справа)

Вопрос 1: Сердечно-сосудистые заболевания

При употреблении алкоголя и курения у человека нарушается работа внутренних органов.

К чему приводит каждая выкуренная сигарета?

Обведите «Да» или «Нет» в каждой строке

К чему приводит каждая выкуренная сигарета? 

Да или Нет

Увеличивает работу сердца по проталкиванию крови

Да/Нет

Нарушение теплоотдачи

Да/Нет

Расширение кровеносных сосудов

Да/Нет

Вопрос 2: Сердечно-сосудистые заболевания

Сужение сосудов – причина заболевания курильщиков «перемежающейся хромотой», которая сопровождается сильной болью во время ходьбы.

К каким последствиям приводит сужение сосудов?

А. Потере трудоспособности на длительное время

В. Инвалидности

С. Приступы боли

  1. D. Никаких нарушений не наблюдается

Вопрос 3: Сердечно-сосудистые заболевания

Нормальной работе сердца способствуют физические упражнения, посильный труд, активный образ жизни.

Каким образом тренировка сердца предупреждает заболевания сердечно-сосудистой системы.

 

Задание 2: Витамины

         Витамины – биологически активные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма. Отсутствие или недостаток витаминов вызывает серьезные заболевания. Ничтожно малое их количество оказывает сильное действие на обмен веществ.

Вопрос 1: Витамины

Витамин С содержится в шпинате, черной смородине, клюкве, капусте, во многих плодах и в зеленых частях растений, особенно в побегах.

Что происходит, когда организм в течении длительного времени не получает витамин С?

Вопрос 2: Витамины

Витамин D содержится во многих продуктам. При недостатке в пищи у детей развивается рахит.

Какие симптомы наблюдаются при заболевании рахитом?

Обведите «Да» или «Нет» в каждой строке

Какие симптомы наблюдаются при заболевании рахитом?

Да или Нет

содержание солей в костях оказывается повышенным

Да/Нет

замедляется рост

Да/Нет

неправильно формируется скелет

Да/Нет

 

Вопрос 3: Витамины

В наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве. Их сохранение в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности ее хранения.

Как сохранить витамины в пище?

 

Читательская грамотность (примеры заданий)

Текст«Грипп»

Помимо холодных зимних дней у нас есть еще одна опасность - грипп. Это очень опасное инфекционное заболевание, передающееся через вирусы. В отличие от других инфекционных заболеваний, грипп вызывает пневмонию, отит, синусит, сердечные заболевания и осложнения неврологических заболеваний.

К сожалению, мы пока не привыкли принимать меры против гриппа. Однако мы обнаружили, что очень полезны интерферон, ремантадин, ликопин, амиксин, арбидол, афлутон. Все эти препараты обладают противовирусными лечебными свойствами.Единственный способ защититься от гриппа - вакцинация. Российская компания«Гриппол» и французская компания«Vaxigripp» предложили 11 различных препаратов от гриппа.

  1. Когда начинается грипп?

А. Весной

В. В холодную погоду

С. В жаркие летние месяцы

Д. В дождливые дни

  1. Сколько раз в день нужно менять маску?

____________________________________________________________________________

  1. Назовите органы, воспаляющиеся при гриппе:

_____________________________________________________________________________

 

4.1. Стоит ли вызывать врача при первых признаках гриппа?__________________

4.2. Достаточно ли проветривать комнату свежим воздухом два раза в день?__________

4.3. Необходимо ли ограничивать потребление жидкости при гриппе?______________________

 

  1. Каждый год появляются новые виды гриппа. Неужели борьба человечества с гриппом оказалась бесполезной?

______________________________________________________________________

 

Математическая грамотность (примеры заданий)

Задача № 1

Незнайка с Гунькой решили сходить в кино и пригласить с собой Кнопочку. Изучи расписание фильмов и планы друзей на эту неделю и определи, на какой фильм они могут пойти все вместе, соблюдая указанные под таблицей условия.

  • Реальная белка
  • Рио 2
  • Красавица и чудовище
  • Однажды в лесу
  • Олли и сокровища пиратов
  • Кот Гром и заколдованный дом
  • Кумба
  • Новый Человек-паук: Высокое напряжение

 

Задача № 2

В овощехранилище привезли 3т картофеля.  При сортировке 120 кг составили отходы, а остальной картофель разложили в одинаковые пакеты и отправили в 3 магазина: в первый – 300 пакетов, во второй – 320 пакетов, и в  третий – 340 пакетов. Сколько килограммов картофеля было отправлено в каждый магазин?

 

Задача № 3

На пост мера города претендовало три кандидата: Алексеев, Борисов и Володин. Во время выборов за Володина было отдано в 1,5 раза меньше голосов, чем за Алексеева, а за Борисова – в 4 раза больше, чем за Алексеева и Володина вместе. Сколько процентов избирателей проголосовали за победителя?

 

Задача № 4

Без подручных средств найдите из представленных ниже примеров тот, итог которого (произведение чисел) отличается от остальных.

А) 2 х 6 х 36

Б) 2 х 15 х 16

В) 12 х 8 х 5

Г) 3 х 32 х 5

Д) 3 х 4 х 40